III-я открытая дистанционная конференция ученических проектов,
посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне

http://distkonf2010.forum24.ru




СТАЛИНГРАДСКИЕ ПЕРЕПРАВЫ



На переправе через Волгу в Сталинград. Изображение взято на сайте http://slavyan.ucoz.ru

Сталинградские переправы действовали на протяжении всей битвы С 23 августа 1942 г. Волга - единственный путь снабжения защитников Сталинграда. С левого берега доставлялись боеприпасы, снаряжение, продовольствие, медикаменты, письма, газеты, войска и боевую технику, а из осажденного города раненые, гражданское население, оборудование заводов и другие народнохозяйственные грузы.
Речники доставили 543 тыс. военнослужащих, гражданского населения и раненых, 29400 автомашин, 550 тягачей, 840 орудий, около 149 тыс. тонн боеприпасов, вооружения, продовольствия.
Были задействованы паромы, речные суда, бронекатера, тральщики и вспомогательные суда Волжской Военной Флотилии, переправочные средства инженерных войск. Наряду с этим существовали понтонные и свайно-понтонные мосты через Волгу и Ахтубу.
О работе сталинградских переправ той поры так отзывался в своих мемуарах В. И. Чуйков : "Кто работал тогда на переправах, тот ежечасно, ежеминутно с глазу на глаз встречался со смертью. Поистине нужны были стальные нервы и несравнимое мужество, чтобы переплывать через Волгу туда и обратно под шквальным артиллерийским, минометным и авиационным огнем"."О роли моряков этой флотилии, о сталинградских речниках, об их подвигах скажу кратко: если бы не они, возможно, 62-я армия погибла бы без боеприпасов и без продовольствия и не выполнила бы своей задачи. Сталинградские переправы тех дней сыграли неоценимую роль в обеспечении армии войсками, боевой техникой, боеприпасами, горючим..."

Переправы 62-й армии в октябре – ноябре 1942г. Изображение взято на сайте http://slavyan.ucoz.ru

Речные и военные суда гибли десятками от круживших в небе вражеских бомбардировщиков и артиллерии. Наиболее ощутимый урон флоту в черте Сталинграда нанесла массированная вражеская бомбардировка, начавшаяся 23 августа и продолжавшаяся почти неделю. Погибло 29 речных судов.
В том аду, когда горели не только город, но и Волга, чудеса героизма проявил экипаж пожарно-спасательного парохода "Гаситель" (капитан П. В. Воробьев), спасая от огня подожженные вражеской авиацией суда. Получив около 80 пробоин в корпусе и надстройках, "Гаситель" продолжал работать на перевозке мирных жителей.
Чудесами отваги прославился и экипаж баркаса "Абхазец" под командованием капитана А. Н. Хлынина. За всю навигацию баркас, ведомый умелым капитаном, не был подбит вражеской авиацией, совершая в день до 10 рейсов.
Вот что вспоминал потом капитан легендарного "Абхазца" Анатолий Николаевич Хлынин : "Про наш баркас и его команду говорили, что нам везет, что они заворожены от вражеских бомб. Действительно, под какой бы огонь и бомбежку мы ни попадали, всегда благополучно выходили из них. Правда, пробоин в корпусе было, как в решете. Нам везло, но в каждом везении была причина - наш опыт..."



Введение   Сталинградские переправы   Авиация в Заволжье   Артиллерийский заслон Сталинграда   Госпитальная база Сталинградского фронта   Железная дорога - фронту   Использованная литература  

Проект "Центр образовательных технологий"
Ресурсный центр "ИКТ в образовательном процессе"
Школа № 32 "Эврика-развитие" г.Волжского

Воробьева Полина Евгеньевна, 2010

http://distkonf2010.forum24.ru

E-mail:proekt-evrika@bk.ru

 
Hosted by uCoz