III-я открытая дистанционная конференция ученических проектов,
посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне

http://distkonf2010.forum24.ru




ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА - ФРОНТУ



До войны в районах, прилегающих к Сталинграду, было мало железных дорог. Война ставит свои задачи. По решению Госкомитета Обороны осенью 1941 года началось строительство линий Ахтуба - Паромная (на месте этой станции ныне располагается порт г. Волжский) и Астрахань - Кизляр с одновременным сооружением паромных переправ через Волгу у Астрахани и Сталинграда. К началу 1942 года был сдан в эксплуатацию участок Паромная - Заплавное, была сооружена переправа, по которой началась передача вагонов из Сталинграда (до 600 ежесуточно). Решающее значение в снабжении Сталинградского фронта войсками, техникой и боеприпасами приобрела линия Урбах - Верхний Баскунчак- Астрахань, для повышения пропускной способности которой за месяц было построено и открыто более 20 новых станций и разъездов. На этом участке было применено караванное движение: поезда шли и днём и ночью с интервалом 5 минут, безопасность движения обеспечивали сигналисты паровозных бригад, которые сидели на передней площадке паровоза и последней тормозной площадке поезда в любую погоду. На фронт было доставлено 300 тысяч вагонов с техникой и боеприпасами.
Однопутная железнодорожная магистраль Сталинград - Паромная – Владимировка длиной 180 км Строилась в основном, усилиями женщин и подростков
С. Чуянов в своем знаменитом «Сталинградском дневнике» так писал о дороге: «Построена она в основном руками женщин – жен, матерей, сестер бойцов, сражающихся на фронте. Сколько труда и терпения вложили они, работая в суровые, дождливые, ветреные и морозные дни и ночи!»
Сооружалась дорога под руководством видных железнодорожников-инженеров – М.Л. Бондаренко, И.О. Бубчикова. Строительство велось вручную, в условиях промозглой осени и ранней холодной зимы 1941 г.
Эта заволжская магистраль была построена в сверхкороткие сроки, через 2,5 месяца (72дня), по ней было открыто движение поездов. Невиданные темпы работ диктовались скоплением эвакуированного населения и материальных ценностей с Украины и Белоруссии. Кроме того, эта линия, устранив почти 200-км бездорожье, позволила отправить эвакуированных дальше на восток. С Урала и из Сибири по этой дороге подвозились сырье и грузы для оборонной индустрии Сталинграда.
На строительство мобилизовали все свободное, если так можно сказать, население Заплавного, Ленинска. Вышли на работу эвакуированные из Молдавии, Белоруссии. Ставили палатки, кострами отогревали землю, возили плетни, чтобы отгородиться от ледянящего ветра. И метр за метром удлиняли полотно дороги.
5 декабря первый паровоз осторожным гудком приветствовал строителей. А их трудилось всего около 10 тысяч с 1250 подводами гужевого транспорта – от зари и до зари. И сдана была дорога за рекордно короткий срок – 75 дней. Сейчас эти люди именуются «тружениками тыла». Житель нашего города Виталий Иванович Бирюков – очевидец событий тех лет.
В дни великой битвы на Волге эта железная дорога являлась единственной линией, подходящий непосредственно в ближайший тыл Сталинградского фронта. Диспетчерами, путейцами здесь героически трудились женщины, заменившие собой призванных на фронт железнодорожников-мужчин.
Более 6-ти месяцев длилась битва на Волге. За этот период по фронтовым железнодорожным линиям было доставлено 300 тысяч вагонов боевой техники и боеприпасов.
С июля 1942 года по 1 января 1943 года в район Сталинграда было доставлено 3269 эшелонов с войсками и 1052 поезда с боеприпасами, вооружением, горючим, продовольствием, медикаментами и другими материально-техническими средствами, всего 202877 вагонов.
Железнодорожники проявляли высочайшее мужество и стойкость.
Начиная с июля 1942 года, вражеская авиация бомбила район ежедневно, в особенности железнодорожные узлы Баскунчак - станция Ахтуба, Сталинград - Владимировка. С августа по декабрь 1942 года фашистские бомбардировщики совершили 786 налетов. Но, несмотря на это, грузы перевозились своевременно.

«И если наша победа под Сталинградом была воспринята за рубежом как величайшее чудо, - писал один из наркомов путей сообщения военных лет генерал-лейтенант И. В. Ковалев , - то не меньшим чудом явилось транспортное обеспечение этой стратегической операции, в результате чего слабые и неподготовленные кусочки сети превратились в непрерывно действовавший крупный выгрузочный район и послужил базой для развертывания контрнаступления невиданной силы»



Введение   Сталинградские переправы   Авиация в Заволжье   Артиллерийский заслон Сталинграда   Госпитальная база Сталинградского фронта   Железная дорога - фронту   Использованная литература  

Проект "Центр образовательных технологий"
Ресурсный центр "ИКТ в образовательном процессе"
Школа № 32 "Эврика-развитие" г.Волжского

Воробьева Полина Евгеньевна, 2010

http://distkonf2010.forum24.ru

E-mail:proekt-evrika@bk.ru

 
Hosted by uCoz